Обзор:
Статья Анны Лисовец об
Альбоме "Через сотни лет..."
Для того чтобы я
прочувствовала всё то, что некогда,
годика два назад вышло в виде
аудиокассеты под названием "Через
сотни лет...", мне надо было совсем
немного. Всего лишь выбраться на
Невский вечером и, вдыхая ароматы
Большого Города, просто бродить,
задирать голову к небу,
разглядывать прохожих и слушать,
слушать... Сердцем? Разумом? Цинично
смеяться попытке откровения?
СТОРОНА А:
"Мы откроем множество миров, о
которых и не могли мечтать и обретём
много знаний. Мы станем сильными и
сможем создавать вселенные. Мы
станем счастливыми и узнаем. О чём
говорят звёзды".
1997 год. Торжество Грува в
совковой танцевальной музыке: "Я
позвонил тебе, чтобы сказать..." и
т.д. Ответ неких питерцев этому
московскому Чемберлену ещё впереди.
"Веселейшей" московской группе
"Светлячки" (вы помните такую
группу?) прочит большое будущее И.
Шулинский, главный редактор Птюча,
выплывают из провинциального
небытия "Руки Вверх!". Где-то
параллельно с этим "Блестящим"
фоном творит Solar X и ему подобный
андеграунд. Эти экскурсы в такое
недалёкое прошлое напоминают
лишний раз цитирование вслух
Екклесиаста.
"...Через сотни лет люди
научатся читать мысли друг друга. Мы
научимся ценить свои слова и
поступки. Мы научимся
путешествовать во времени и обретём
много знаний".
И божественная скрипка,
поражающая в самое сердце, режущая,
словно острой бритвой душу. "Ну...
Женя Арсентьев он тоже человек из
будущего. Может быть, даже больше,
чем я". Я знаю, что нельзя это
делать, но я напомню тебе, Юра, твои
слова. "А ты знаешь, Женька, - он
так классно играет на скрипке. Я
очень люблю то, что он делает".
Ничего, ничего! Не все же десять лет
подряд ты будешь делать одну и туже
песню "Нелюбовь".
Я ещё раз, как и все,
споткнусь на вечном пунктике -
голосе. Сумасшедший, искренний,
хрупкий, откровенный, страстный.
Миллион эпитетов со знаком "+".
Объясните мне, плиз, как эта девушка
может так петь?! Так, что всё внутри
просто переворачивается!!!
"Звёзды смотрят вниз
Упал под ноги неба лист
Дороги шепчут: Оглянись
Звёзды смотрят вниз..."
Растворяюсь в ощущении,
покоряюсь этому голосу. Или всё же
посмеюсь, сравнивая с корифеями
типа Banco De Gaya, FSOL или Tangerine Dream, а потом
заявлю, что этот альбом - одна
большая лажа? А хочешь, я скажу
пафосную фразу о том, что только эта
кассета имеет право носить имя "Гости
из будущего"? А питерские
знакомые с ехидцей в голосе заметят:
"Да кому он теперь нужен этот
альбом?! Вы там все отстали от жизни:
музыка в Питере не стоит на месте,
знаешь ли!"
"Звёзды смотрят вниз..."
Простите, им что стыдно? Меня всё
время не покидает чувство, что "Через
сотни лет..." это такие
своеобразные, очень личные записки
из недалёкого прошлого, от которого
так жаждут откреститься обеими
руками. Причина такого отношения к
собственному прошлому мне не
понятна. Особенно убивает
усачёвская фраза про то, что он (альбом)
уже не актуален. С точки зрения его
технического воплощения,
содержания или относительно
рассмотрения его в контексте всех
работ под названием "Гости из
будущего"?
"..Юра, это Грув" (Забавно!).
"..Юра, это Женя. Я заезжал к тебе и
оставил DAT-кассету в почтовом ящике.
Пока". Мне страшно разрушить эти
моменты фразой о том, что это
неактуально и ненужно. Эта музыка,
всплывшая ниоткуда, так же покорно
уйдёт никуда. "Время стирает
города и цивилизации..."
Все эти фишки с
автоответчиком позже вплывут в
альбоме "Время песок...",
приобретя уже элемент некоторой
игры и эстетской деланности. "Гости..."
как будто позволяют заглянуть в их
личную, совсем реальную жизнь, в
которой они, - кровь от крови, - дети
нашего времени. Больного, ранимого,
суетного и, вместе с тем, страстно
желающего знать день своей смерти и
день своего воскресения.
СТОРОНА Б:
Прелесть стиля эмбиент в
его способности погружать человека
в чудные, фантастические состояния
покоя, расслабленного,
созерцательного мировосприятия.
Прелесть стиля эмбиент в отсутствии
резких смысловых и звуковых
переходов от одной темы к другой, в
отсутствии чётких, резких границ,
заставляющих слушателя
акцентировать внимание на деталях.
Эмбиент это возможность охватить
всё содержимое одним, практически
пассивным восприятием, это
возможность отдаться музыке без
сопротивления, принимая
эмоциональный ряд звуковых образов
именно душой, сердцем, вызывая в
сознании определённые ассоциации.
"Через сотни лет..." - достаточно
приятная, удобоваримая музыка, не
содержащая таких заморочек, которые,
например, можно услышать у Orb в "Orbliving".
По мягкости он близок к диску "Ambient
Blues" гитариста Jay Stapley. Этот альбом
мог быть вполне коммерческим, вроде
Enigma , разве что содержащий меньше
красивости ради красивости. При
достаточно грамотном
промоутировании такая музыка
становится популярной у различных
слушателей. Впрочем, промоутировать,
как-то раскручивать альбом "Через
сотни лет..." уже ненужно. Ибо мавр
(в данном случае популярность "Гостей..."
в массах) сделал своё дело. Любители
при большом желании всегда смогут
приобрести этот альбом в Питере.
Единственной, пожалуй, гадостью
данного положения вещей будет тот
факт, что слушатели получат этот
альбом с опозданием минимум в два
года. Впрочем, археологам всегда
интересен кусок какого-нибудь
древнего кувшина.
"Через сотни лет
Мы увидим свет
Через сотни лет
Мы найдём ответ..."
Через сотни лет, быть может,
уже не будет этого города, меня, тебя,
этой музыки. Забудется всё. Через
сотни лет вряд ли вспомнят о нас. Всё
исчезнет, останется только это небо,
этот воздух, река, песок под ногами...
Через сотни лет... Поиронизируйте
над бесконечно-завлекательными
надписями на обложке: Новая музыка,
эмбиент. Класс! Если в '97 году для
нашей страны данный стиль был в
диковинку, то я всё-таки испанский
лётчик! Мне от души жаль, что всё так
получилось с этим наивным в своей
искренней чувственности, альбомом.
Что ребята так старательно скрывали
факт его существования, а когда всё-таки
он стал известен, стали говорить о
его ненужности.
Холодный музыкальный
кусочек, обыгранный и повторенный
сотни раз. Последней фразой,
пропетой Евой, была вот эта: "Звёзды
смотрят вниз..." Екклесиаст... "...И
даже память о них предана забвению".
"ГОСТИ ИЗ БУДУЩЕГО"
ОБ АЛЬБОМЕ
"ЧЕРЕЗ СОТНИ ЛЕТ..."
Юра: - Мы собирали сессию в
течение недели. Я этот материал знаю
наизусть. Я его очень люблю. Мы
вырезали из этой живой сессии 25
дублей, и Женя играл 15 дублей на
скрипке. И мы переживали, сидели
несколько суток над ним. (Параллельно
Юриному рассказу, Ева в очередной
раз жаловалась Жене Арсентьеву на
то, что кое-кто в качестве
космических голосов "ну просто не
катит", убивая отсутствием в "голосе
из космоса" нормальных
человеческих эмоций. Арсентьев
кивал и продолжал пить пиво...) Это
всё очень серьёзный материал,
который мы очень любим и хотим,
чтобы он дошёл до людей.
Но мы понимаем, что мы
бессильны... Ну, ты просто многое не
понимаешь... В нашей стране это
невозможно. Просто невозможно. В
нашей стране есть Филипп Киркоров.
Чтобы что-то изменить, должно пройти
десять лет (потом он говорил, что
погорячился и скостил этот срок до
трёх лет), должны прийти новые люди.
Вот сейчас молодёжь, которая
закончила школу, уже любит эту
музыку. Они ходят на дискотеки, они
слушают ди-джеев, они стильно
одеваться пытаются и т.д. У них есть
определённый стиль, вкус, мода. Вот
пришло MTV, ну, хотя бы MTV...
Мы любим этот материал, но
мы так же понимаем, что сделать его
популярным - абсурдно, он сделан для
маленького количества людей. Если
мы сейчас именем группы "Гости из
будущего" начнём рекламировать
этот материал, то мы просто добьёмся
обратного эффекта: мы отпугнём
нормальных поклонников, которые
слушают песню "Нелюбовь". Они
испугаются того, что группа,
оказывается, занимается чем-то
непонятным, фигнёй какой-то. А те
люди, которые любят эту музыку, тоже
не захотят его слушать, потому, что
они знают, что группа "Гости из
будущего" поёт песню "Нелюбовь".
Это двойной парадокс: мы сами себе
составили конкуренцию, и мы это
осознаём.
- Понимаешь, такой музыки,
на самом деле, очень много, она
популярна. И если этот альбом
переписать, привести его в более
удобоваримое состояние (хотя, куда
уж дальше?!), он вполне способен
существовать.
Ева: - Да-да, ещё переписать
те письма, убрать "космические
голоса" (иронизирует).
- Ну, вот, можно взять эту кассету,
вставить в магнитофон в машине и
ехать, не напрягаясь. Ведь это
совсем не замороченная музыка, это
не FSOL.
Ева: - Ты хочешь сказать, что
её надо переписать для того, чтобы
популяризировать?
- А почему бы и нет?!
Юра: - Она не должна быть
популярной. Когда она станет
популярной, она перестанет иметь
свой особый смысл.
ЕВГЕНИЙ АРСЕНТЬЕВ ОБ
АЛЬБОМЕ
"ЧЕРЕЗ СОТНИ ЛЕТ..."
В ОТСУТСТВИЕ "ГОСТЕЙ ИЗ БУДУЩЕГО"
- Почему так старательно
пряталась кассета "Через сотни
лет..."? Её, как будто пытались
скрыть от слушателей.
Женя: - Знаешь, для меня эта
информация несколько нова (иронизирует).
Я не знаю таких историй даже. Ни от
кого она не пряталась, она продаётся
до сих пор в магазинах в Питере. Кто
хочет - покупает. Другое дело - не
было достаточно хорошей
дистрибьюции. Вот и всё.
- Тебе не кажется, что это
было сумасшествие: в '97 году в нашей
стране, в которой только-только
тогда становился на ноги стиль house,
написать такой альбом?
Женя: - Ну, скажем так: это
был безоглядный порыв творческих
людей, которые тогда не думали ни о
каких деньгах. Просто пришли и ночью
записали этот альбом. Две недели его
собирали. Причём в одном порыве
душевном, совершенно не задумываясь
о последствиях, о том, что как это
ужасно, как это выглядит со стороны,
как люди это воспримут... Просто
взяли и выпустили. Получили
удовольствие для себя и всё.
ТО, ЧТО НЕ ПОМЕСТИЛОСЬ НА
КАССЕТУ С ИНТЕРВЬЮ:
Пожурили вдвоем Юра и Ева
Женю Арсентьева: "Я скрипач, я
скрипач!" Нифига! Налажал там
дублей пятнадцать... Они сохранены,
между прочим... Но, зато потом как
получилось здорово!" Арсентьев же,
хитро улыбаясь, продолжал молча
пить пиво. Поругали Машу Малос за
отсутствие человеческих интонаций
в голосе. Решили, что в следующий раз
всё будут делать своими силами.
Потом, подумав, Юра сказал: "А
может правда переписать её?
Воткнуть туда пару - тройку попсовых
бонус треков и выпустить компакт-диском?"
|